Яма в подарок! Когда в Сургуте разберутся с бесхозными землями и кто их приведет в порядок?
У сургутских ям появятся собственники! Речь о тех ямах, что украшают чуть ли не каждый второй двор в городе и очень часто признаются бесхозными по причине того, что участки земли, на которых они зияют, по странному стечению обстоятельств оказываются ничьими. Этот казус, или очередную особенность сургутской действительности, власти и решили исправить. На самом деле удивительно — 21 век на дворе, а размежевать жилую территорию в городе по всем правилам всё как-то не получается, что порой приводит к абсурдным ситуациям, например, ремонту какой-то определённой части внутриквартальной дороги, когда половину проезда приводят в порядок, а другую не трогают, потому что чужое. А точнее, ничьё. Ревизию местные чиновники решили начать с микрорайонов рядом с ЖД-вокзалом. Это значит, что у каждого земельного участка там скоро появится свой владелец. Он-то и должен будет отвечать за его надлежащее состояние.
«Самый старый микрорайон, поэтому мы предусмотрели. Там вопрос в этом и стоит, больше всего выявлено фактов бесхозности имущества, поэтому мы провели аукцион, выиграла компания „Профгеопроект“, стоимость проекта — 1 миллион 146 тысяч рублей, срок окончания работ — 31 октября 2016 года», — отметил Александр Шатунов.
Дальше — больше. В следующем году в администрации планируют провести межевание в 5 «А» и в 25 микрорайонах. Правда, для проживающих на их территории людей это ещё не гарантия светлого будущего без ям. После выявления бесхоза должен пройти как минимум год, и если за это время на территорию никто не будет претендовать, она по судебному решению перейдёт на баланс города. И только после на ремонт того или иного участка можно будет выделять деньги из сургутской казны на вполне законных основаниях. Другой вопрос, найдутся ли они.
«Разбитый Сургут» — Альбине Брюхановой впору проводить такие экскурсии по городу. Для этого достаточно оказаться на проспекте Пролетарском. Там достопримечательностей в виде ухабов хоть отбавляй. И судя по тому, сколько лет этим ямам, их вполне можно считать частью городской истории.
«Очень много неудобств доставляет, особенно когда пройдет дождь. Лужа — какой она глубины, что она таит, никто не знает. Там и арматуры, и яма, здесь не пройти, это не для пешеходов, не для жителей дорога, не для машин даже», — рассказала сургутянка Альбина Брюханова.
Проблема проезда между домами 8/1 и 10/2 на проспекте Пролетарский в том, что он бесхозный. То есть, не поставлен на баланс города и не входит в границы какого-либо дома. Только на территории Восточного жилого района таких ничейных участков больше трех десятков. А значит, именно столько необлагороженных территорий, по которым не то что не проехать, пройти не всегда получается. Родом все они еще с тех незапамятных времен, когда вся земля была городской без какой-либо частной собственности.
«Сложилось это исторически, потому что у нас ведь иначе было устроено законодательство, было все вокруг колхозное, все вокруг мое, извиняюсь. Министерства и ведомства, коих 32 на территории, от громадных до самых маленьких, и городская территория представляла вот такую пеструю картину, потом появилась частная собственность», — рассказал глава Сургута с 1990 по 2010 годы Александр Сидоров.
Сегодня на территории, которые не поставлены на баланс города, из муниципальной казны деньги на ремонт по закону выделятся не могут — нецелевое расходование средств. Управляющие компании тоже не очень-то хотят тратить на такие участки свои деньги. Они к зоне их обслуживания не относятся. Вот и получается, что в большинстве случаев с бесхозной земли, дай Бог, снег раз в месяц убирают. Ну а летом, как говорится, хоть трава не расти!
«Какие-то из земельных участков на содержание, особенно на зимнее содержание, на механизированную уборку, принимала на содержание дорожно-транспортная дирекция, которая хотя бы раз в месяц проходила и чистила зимой, чтобы можно было проехать или пройти просто людям. Летнего содержания нет», — отметила заместитель директора по эксплуатации ООО »УК ДЕЗ ВЖР» Ольга Чернышева.
Чтобы был понятен масштаб проблемы: бесхозные земли — это не участки метр на метр. Это большие по площади, которые просто грех не использовать во благо города.
Например, около 25 дома на Комсомольском вполне бы мог быть разбит парк или построен паркинг, под которые городские власти с огромным трудом сегодня подыскивают землю. Но пока об этом можно говорить только в сослагательном наклонении — сегодня это никому не принадлежащий, а значит, никому не нужный пустырь.
Коммунальщики говорят, после того, как участки под домами ставятся на кадастровый учет, по большому счету, обратного пути нет. Во всяком случае, без вмешательства властей ничья территория придомовой не станет.
«Если эта площадь небольшая, то может признаться как кадастровая ошибка и присоединиться к одному из домов, а если это территория большая, то мы ставим в известность департамент городского хозяйства, но ответ мы получаем только один — решение данного вопроса может быть только при комплексном межевании», — сказал Александр Шатунов.
Межевание уже началось. Его задача проста и понятна — у любой территории должен быть хозяин, а значит, и ответственный за ее эксплуатацию.
«Любая дорога должна стоять на балансе юридического лица — муниципальное предприятие либо управляющая компания, — и эта дорога должна убираться должным образом зимой от снега, летом, соответственно, уборка или осуществление ремонта дорог. И поэтому, конечно же, мы выявляем такие проезды для того, чтобы поставить на баланс и сделать все возможное, включить в план ремонт этих дорог», — пояснил Александр Шатунов.
Вот, правда, от постановки на баланс до включения в план ремонта может пройти много времени. Процесс определения хозяина той или иной территории непростой. Кому ж хочется становится счастливым обладателем новых старых ям?
«Закон есть такой, что, если имущество бесхозяйное, оно должно быть объявлено таковым, официально объявлено, и ежели в течение года на это бесхозяйное имущество никто не заявит права, предъявив те или иные документы, обосновывая свои права, то оно может перейти по решению суда после этого срока в собственность города», — прокомментировал Александр Сидоров.
Хотелось бы, конечно, верить в сказку. Мол, вот пройдет межевание, и вдруг сразу станет всем хорошо, ничейных земель не будет и ямы исчезнут сами собой. Но действительность такова, что масштабная ревизия — это только полдела. На ликвидацию последствий бесхозности нужны деньги, и немаленькие. Так что сказка станет явью ещё нескоро.
«Самый старый микрорайон, поэтому мы предусмотрели. Там вопрос в этом и стоит, больше всего выявлено фактов бесхозности имущества, поэтому мы провели аукцион, выиграла компания „Профгеопроект“, стоимость проекта — 1 миллион 146 тысяч рублей, срок окончания работ — 31 октября 2016 года», — отметил Александр Шатунов.
Дальше — больше. В следующем году в администрации планируют провести межевание в 5 «А» и в 25 микрорайонах. Правда, для проживающих на их территории людей это ещё не гарантия светлого будущего без ям. После выявления бесхоза должен пройти как минимум год, и если за это время на территорию никто не будет претендовать, она по судебному решению перейдёт на баланс города. И только после на ремонт того или иного участка можно будет выделять деньги из сургутской казны на вполне законных основаниях. Другой вопрос, найдутся ли они.
«Разбитый Сургут» — Альбине Брюхановой впору проводить такие экскурсии по городу. Для этого достаточно оказаться на проспекте Пролетарском. Там достопримечательностей в виде ухабов хоть отбавляй. И судя по тому, сколько лет этим ямам, их вполне можно считать частью городской истории.
«Очень много неудобств доставляет, особенно когда пройдет дождь. Лужа — какой она глубины, что она таит, никто не знает. Там и арматуры, и яма, здесь не пройти, это не для пешеходов, не для жителей дорога, не для машин даже», — рассказала сургутянка Альбина Брюханова.
Проблема проезда между домами 8/1 и 10/2 на проспекте Пролетарский в том, что он бесхозный. То есть, не поставлен на баланс города и не входит в границы какого-либо дома. Только на территории Восточного жилого района таких ничейных участков больше трех десятков. А значит, именно столько необлагороженных территорий, по которым не то что не проехать, пройти не всегда получается. Родом все они еще с тех незапамятных времен, когда вся земля была городской без какой-либо частной собственности.
«Сложилось это исторически, потому что у нас ведь иначе было устроено законодательство, было все вокруг колхозное, все вокруг мое, извиняюсь. Министерства и ведомства, коих 32 на территории, от громадных до самых маленьких, и городская территория представляла вот такую пеструю картину, потом появилась частная собственность», — рассказал глава Сургута с 1990 по 2010 годы Александр Сидоров.
Сегодня на территории, которые не поставлены на баланс города, из муниципальной казны деньги на ремонт по закону выделятся не могут — нецелевое расходование средств. Управляющие компании тоже не очень-то хотят тратить на такие участки свои деньги. Они к зоне их обслуживания не относятся. Вот и получается, что в большинстве случаев с бесхозной земли, дай Бог, снег раз в месяц убирают. Ну а летом, как говорится, хоть трава не расти!
«Какие-то из земельных участков на содержание, особенно на зимнее содержание, на механизированную уборку, принимала на содержание дорожно-транспортная дирекция, которая хотя бы раз в месяц проходила и чистила зимой, чтобы можно было проехать или пройти просто людям. Летнего содержания нет», — отметила заместитель директора по эксплуатации ООО »УК ДЕЗ ВЖР» Ольга Чернышева.
Чтобы был понятен масштаб проблемы: бесхозные земли — это не участки метр на метр. Это большие по площади, которые просто грех не использовать во благо города.
Например, около 25 дома на Комсомольском вполне бы мог быть разбит парк или построен паркинг, под которые городские власти с огромным трудом сегодня подыскивают землю. Но пока об этом можно говорить только в сослагательном наклонении — сегодня это никому не принадлежащий, а значит, никому не нужный пустырь.
Коммунальщики говорят, после того, как участки под домами ставятся на кадастровый учет, по большому счету, обратного пути нет. Во всяком случае, без вмешательства властей ничья территория придомовой не станет.
«Если эта площадь небольшая, то может признаться как кадастровая ошибка и присоединиться к одному из домов, а если это территория большая, то мы ставим в известность департамент городского хозяйства, но ответ мы получаем только один — решение данного вопроса может быть только при комплексном межевании», — сказал Александр Шатунов.
Межевание уже началось. Его задача проста и понятна — у любой территории должен быть хозяин, а значит, и ответственный за ее эксплуатацию.
«Любая дорога должна стоять на балансе юридического лица — муниципальное предприятие либо управляющая компания, — и эта дорога должна убираться должным образом зимой от снега, летом, соответственно, уборка или осуществление ремонта дорог. И поэтому, конечно же, мы выявляем такие проезды для того, чтобы поставить на баланс и сделать все возможное, включить в план ремонт этих дорог», — пояснил Александр Шатунов.
Вот, правда, от постановки на баланс до включения в план ремонта может пройти много времени. Процесс определения хозяина той или иной территории непростой. Кому ж хочется становится счастливым обладателем новых старых ям?
«Закон есть такой, что, если имущество бесхозяйное, оно должно быть объявлено таковым, официально объявлено, и ежели в течение года на это бесхозяйное имущество никто не заявит права, предъявив те или иные документы, обосновывая свои права, то оно может перейти по решению суда после этого срока в собственность города», — прокомментировал Александр Сидоров.
Хотелось бы, конечно, верить в сказку. Мол, вот пройдет межевание, и вдруг сразу станет всем хорошо, ничейных земель не будет и ямы исчезнут сами собой. Но действительность такова, что масштабная ревизия — это только полдела. На ликвидацию последствий бесхозности нужны деньги, и немаленькие. Так что сказка станет явью ещё нескоро.
Дата публикации: 24-09-2016