Инвестор vs мэрия. Почему сорвалась концессия по строительству школы в Сургуте
Не смогли договориться. Условия концессионного соглашения по возведению одного из образовательных учреждений Сургута стали камнем преткновения между бизнесменами и чиновниками. Школа на полторы тысячи мест с бассейном должна была появиться в 30А микрорайоне в конце следующего года. Но работы на участке так и не начались. Почему инвестор и мэрия так и не не пришли к пониманию? И сколько еще родителям и детям, живущим на Университетской и Захарова, ждать появления школы?
В качестве пролога: концессионное соглашение по строительству школы в 30А микрорайоне, по данным мэрии, было заключено в 2019 году. Строительство объекта должно было завершиться в конце 2022. Однако, как выяснилось, работы так и не начались, и, похоже, не начнутся. И вот, кажется, кульминация — мэрия около недели назад подала исковое заявление на расторжение контракта в суд. Официальная причина, которая и раньше была озвучена как на городском уровне, так и на окружном — концессионер нарушил сроки подготовки проекта и получения на него госэкспертизы, а без этих документов даже первую сваю не забить. Более того, как говорят чиновники, инвестор задолжал порядка миллиона рублей за аренду участка.
«Инвестору был предоставлен срок для устранения замечаний. Для предоставления нам графика, и это тоже не было сделано. Соответственно, после истечения трех месяцев мы приступили к досудебной процедуре. И вот исковое заявление было отправлено, если не ошибаюсь, в понедельник в целях досрочного расторжения концессионного соглашения», — рассказала начальник управления инвестиций, развития предпринимательства и туризма администрации Сургута Светлана Петрик.
Этому решению предшествовали продолжительные перипетии сторон. Инвестор, который взялся было за строительство школы — компания «Домтехностиль» — утверждает, документация готова и была предъявлена мэрии еще летом этого года. Но и не в ней дело вовсе, говорят бизнесмены, а в самих условиях соглашения. Более того, концессионеры якобы сами обратились к администрации с просьбой приостановить действие контракта.
«Вот штамп Сургута от июля месяца. „Согласовано“, да. То есть в июле у нас была проектная документация согласована, и мы могли войти в экспертизу, проблемы не видели вообще. Но возникла другая. Прокуратура ХМАО, УФАС ХМАО и суд ХМАО единогласно говорят о том, что концессия сделана с нарушением законодательства. То есть концедент, государство, от концессионного соглашения не получает того эффекта, который должен получить. Почему это возникает? Потому что все расходы возмещаются 100% самим концедентом. То есть нет коммерческой составляющей у концессионного соглашения», — высказался соучредитель ООО «Домтехностиль», г. Москва Роман Кокшаров.
При этом инвестор ссылается как на прецедент на решение суда по аналогичному концессионному соглашению, заключенному на строительство школы в Нефтеюганске другой фирмой. Документ якобы был аннулирован из-за претензий УФАС в том числе. Потому представители «Домтехностиль» предполагают, что коллег может ждать аналогичная участь. По мнению наших собеседников, все может исправить изменение контракта, а именно включение в проект, помимо школы, еще одного здания — под спортивные нужды, что и даст тот ожидаемый коммерческий эффект. Бассейн или хоккейный корт — тот самый недостающий элемент, который позволит инвестору действительно зарабатывать на строительстве, в чем, собственно, и заключается сама суть механизма концессии. И это, как предполагает концессионер, может снять все вопросы у антимонопольщиков.
«Прекрасное решение — добавить спортивный блок. Я вообще предлагаю сделать по школам ХМАО мастер-план. Разместить там бассейн хороший, коммерчески привлекательный. Где-то разместить хоккейную площадку, которая будет востребована, где-то теннисные корты. Таким образом, мы бы создали идеальную концессию, которая не вызывала бы ни у кого возражений. Сейчас мы видим, что ФАС, прокуратура и суд говоря: это не концессия, и расторгают концессию в Нефтеюганске», — пояснил Роман Кокшаров.
У мэрии на этот счет есть свои доводы, мол, надо было думать об изменении условий соглашения еще на этапе переговоров. Сейчас, когда столько этапов позади — подготовка техзадания, заключение самого соглашения, утверждение финансирования с участием бюджетов двух уровней (городского и окружного), разработка проекта — вносить какие бы то ни было корректировки практически невозможно. Тем более, для этого, по закону, говорят чиновники, должны быть веские причины. Их по пальцам одной руки пересчитать можно, но желания концессионера что-то исправить в проекте среди них нет.
«Концессия уже заключена на данное техническое задание, оно согласовано с городом, оно согласовано округом. Доведено финансирование. То есть мы ожидаем и требуем исполнения действуюещего контракта, который был заключен. Поэтому сегодня разговаривать о том, что концессионер дальше не реализует проект концессии, потому что он считает, что необходимо внести какие-то изменения и построить еще какой-то спортивный комплекс — это, можно сказать, фантазии», — подчеркнула Светлана Петрик.
Сколько ждать развязки этой истории, а точнее решения суда, которое должно расставить в этой истории все точки над «i» и определить, кто прав, а кто нет по закону, не берется сказать никто. Судебный процесс может затянуться на довольно продолжительное время. А пока суть да дело, участок, отведенный под строительство школы в 30А микрорайне, будет пустовать. Никакие работы проводить на нем нельзя. А значит, эпилогом может стать тот факт, что появление образовательного объекта откладывается на неопределенный срок, пока инвесторы и власти не договорятся сами либо с помощью служителей Фемиды.
Источник: sitv.ru
Дата публикации: 14-12-2021