Steam Machines: уйдёт ли пар в свисток
10 ноября 2015 года в продажу поступили первые игровые консоли Steam Machine. Одновременно компания Valve выпустила телевизионную приставку Steam Link и контроллер Steam Controller. Однако перспективы проекта остаются туманными: крупные разработчики не торопятся портировать свои хиты на SteamOS, да и производительность этой операционной системы оставляет желать лучшего. Может быть, компании вообще не стоило затевать создание собственной игровой платформы, а нужно было сосредоточиться на развитии сверхуспешного сервиса Steam?
Valve прославилась в качестве разработчика компьютерных игр, но сегодня игры — лишь малая часть бизнеса этой компании. Последний значительный игровой релиз от конторы датирован 2013 годом, и мало кто верит, что Half-Life 3 когда-нибудь увидит свет.
Steam Machines: уйдёт ли пар в свисток Steam Machines: уйдёт ли пар в свисток
Теперь главный источник дохода Valve — это онлайновый игровой магазин Steam, крупнейший сервис подобного рода и могучая сила на рынке игр для ПК. Количество активных пользователей Steam превышает 125 миллионов. В пиковые часы к сервису одновременно подключаются до 12,5 миллионов человек.
Такая популярность в значительной степени связана с тем, что Steam был едва ли не первым сервисом, позволяющим купить, скачать и тут же запустить игру. В 2003 году, когда Steam только появился, у него не было конкурентов. В 2015 году ситуация существенно изменилась, и это вызывает у руководства компании серьёзную озабоченность.
Проблема даже не в том, что теперь у Steam есть соперники. Valve опасается, что магазины приложений постепенно превращаются в стандартную функцию операционной системы. Несколько лет назад встроенные магазины приложений появились и в Windows, и в OS X. Соперничать с ними на равных невозможно.
В Valve не скрывают, что Steam Machine — страховка на случай, если Microsoft и Apple объявят войну альтернативным магазинам приложений. Консоль, основанная на Linux, призвана уменьшить зависимость Steam от платформ, которые контролируют другие компании.
Впервые о «стим-машинах» заговорили без малого четыре года назад, незадолго до релиза Windows 8. Повод для слухов дало появление у Steam интерфейса, приспособленного для телевизионных экранов. Это произошло в 2012 году. Затем Valve вплотную взялась за Linux. После этого сомнения начали исчезать даже у скептиков.
В декабре 2012 года основатель компании Гейб Ньюэлл подтвердил, что подозрения прессы не лишены основания. В интервью изданию Kotaku он признался, что Valve действительно работает над собственной игровой консолью — специализированным ПК, который будет самым непосредственным образом конкурировать с Xbox и PlayStation следующего поколения.
Подробностей дожидались почти год. Прототип Steam Machine был представлен лишь осенью 2013-го. Предполагалось, что производители «железа» начнут продавать готовые «стим-машины» к середине 2014 года, но сдержать обещание не удалось. В течение следующих двух лет сроки начала «непосредственной конкуренции с Xbox и PlayStation» менялись столько раз, что терпение стало иссякать даже у самых горячих поклонников Valve.
В отличие от других игровых консолей, Steam Machine — не столько устройство, сколько платформа. Valve пока не планирует разрабатывать, производить и продавать «стим-машины» самостоятельно. Этим будут заниматься её партнёры, в число которых входят такие компании, как Alienware, Falcon Northwest, Origin PC, Gigabyte и Zotac.
Первые «стим-машины» выпустили компании Alienware, Zotac и Cyberpower. У каждого из этих устройств свой дизайн, свои спецификации и своя цена: самые дешёвые модели стоят 450 долларов, самые дорогие — до полутора тысяч. Их роднят лишь контроллер и платформа SteamOS: они у всех одинаковые.
Роль флагмана первой волны «стим-машин», судя по всему, уготована консоли Alienware. Её спецификации не поражают воображение: в стартовую конфигурацию входит процессор Intel Core i3, четыре гигабайта оперативной памяти, жёсткий диск ёмкостью 500 гигабайт и видеокарта Nvidia, близкая по возможностям и производительности к GeForce 860M. В США стоимость этого устройства составляет 450 долларов. За 550 долларов можно приобрести модель с удвоенной ёмкостью ОЗУ и накопителя. Модель за 650 долларов отличается более мощным процессором.
Авторы первых обзоров устройства Alienware отмечают, что по размерам и внешнему виду её можно сравнить с игровой консолью Wii U. Всё говорит о том, что приоритетом для создателей устройства были цена и дизайн, а не производительность и лёгкость апгрейда. Для замены памяти или жёсткого диска понадобятся инструменты, при этом новые компоненты придётся тщательно подбирать по размеру — лишнего миллиметра внутри корпуса может и не найтись.
Одновременно с первыми «стим-машинами» Valve начала продавать телевизионную приставку Steam Link, которую компания выпускает самостоятельно. Она позволяет транслировать на телеэкран игры, запущенные на обычном компьютере, стоящем, например, в соседней комнате. В отличие от полноценных «стим-машин», Steam Link построен на процессоре с архитектурой ARM (Marvell ARMADA 1500 Mini) и бесполезен, если в доме нет ПК, который подключен к Steam. Главное достоинство этого устройства — дешевизна. В США оно продаётся всего за 50 долларов.
Steam Controller — ещё одно устройство, разработку и производство которого полностью контролирует Valve. Он похож на беспроводные контроллеры для консолей других производителей: та же форма, тот же аналоговый джойстик под большой палец левой руки и та же четвёрка функциональных кнопок XYAB под большой палец правой руки. Ещё шесть кнопок располагаются на обратной стороне контроллера — по три на каждую руку.
На этом, впрочем, сходство заканчивается. Большую часть передней стороны занимают два круглых тачпада. Они могут служить заменой недостающему аналоговому и цифровому джойстику, но главное не это. С их помощью можно без особого труда управлять играми, которые рассчитаны не на консольный контроллер, а на обычную мышь — например, стратегиями типа Civilization V.
Под тачпадами скрыты вибромоторы, которые сопровождают действия пользователя тактильными эффектами. Вибрация при прокрутке экрана создаёт ощущение, что под рукой шарик трекбола. Переход от клавиши к клавише на экранной клавиатуре или переключение между объектами можно почувствовать, не глядя на экран.
Прототипы Steam Controller были амбициознее: поначалу создатели обещали снабдить контроллер сенсорным экраном, на котором каждая игра будет отображать собственную раскладку клавиш, и вполне реальным трекболом. В конечном счёте от этих планов пришлось отказаться, но это, возможно, и к лучшему: без них контроллер легче, и медленнее тратит заряд батарейки.
Steam Controller прилагается к «стим-машинам» всех производителей бесплатно, но его можно купить и отдельно — например, для игры на компьютере. Цена такая же, как у Steam Link — 50 долларов.
Главная беда Steam Machine — не спецификации и не цена, а игры. Разработчики, особенно крупные, не спешат портировать свои продукты на SteamOS. Хотя в Steam порядка полутора тысяч тайтлов для этой платформы, почти все они относятся к категории «инди». Остаток составляют порты блокбастеров вчерашнего и позавчерашнего дня. У игр, в которые все играют сегодня, поддержка SteamOS отсутствует.
Лишь шесть из двадцати самых популярных игр Steam можно запустить на «стим-машине», и только одна из них выпущена в 2015 году — Football Manager 2016. Кроме неё, в списке присутствует Counter-Strike: Global Offensive (2012 год), бета-версия игры ARK: Survival Evolved, свежее дополнение к инди-хиту 2011 года The Binding of Isaac и платный вариант классического роглайка ADOM (только не смейтесь — 1994 год). Fallout 4, GTA V или Call of Duty: Black Ops III хотя и есть в Steam, на «стим-машине» не пойдут.
Дело осложняется тем, что производительность SteamOS оставляет желать лучшего. Несмотря на все усилия, игры, перенесённые на эту систему, работают существенно медленнее, чем под Windows. Тесты издания Arstechica показывают уменьшение частоты кадров в секунду от 21% до 58%. И проблема определённо не в недостаточной оптимизации: тормозит даже то, что оптимизировано для SteamOS разработчиками Valve.
Это не просто временные проблемы, это наносит Valve ощутимый вред. Два «железных» партнёра компании, фирмы Falcon Northwest и Origin PC, отказались выпускать свои «стим-машины» в 2015 году, прямо сославшись на плохую производительность SteamOS.
Если ситуация с доступностью игр и производительностью SteamOS не исправится в самом скором будущем, «стим-машины» вряд ли привлекут покупателей. Но исправится ли она? Надежды мало. У Valve было три года, чтобы убедить разработчиков в необходимости поддержки SteamOS, но весь её пар, похоже, ушёл в свисток. Ещё один год вряд ли поможет решить проблему.
Valve прославилась в качестве разработчика компьютерных игр, но сегодня игры — лишь малая часть бизнеса этой компании. Последний значительный игровой релиз от конторы датирован 2013 годом, и мало кто верит, что Half-Life 3 когда-нибудь увидит свет.
Steam Machines: уйдёт ли пар в свисток Steam Machines: уйдёт ли пар в свисток
Теперь главный источник дохода Valve — это онлайновый игровой магазин Steam, крупнейший сервис подобного рода и могучая сила на рынке игр для ПК. Количество активных пользователей Steam превышает 125 миллионов. В пиковые часы к сервису одновременно подключаются до 12,5 миллионов человек.
Такая популярность в значительной степени связана с тем, что Steam был едва ли не первым сервисом, позволяющим купить, скачать и тут же запустить игру. В 2003 году, когда Steam только появился, у него не было конкурентов. В 2015 году ситуация существенно изменилась, и это вызывает у руководства компании серьёзную озабоченность.
Проблема даже не в том, что теперь у Steam есть соперники. Valve опасается, что магазины приложений постепенно превращаются в стандартную функцию операционной системы. Несколько лет назад встроенные магазины приложений появились и в Windows, и в OS X. Соперничать с ними на равных невозможно.
В Valve не скрывают, что Steam Machine — страховка на случай, если Microsoft и Apple объявят войну альтернативным магазинам приложений. Консоль, основанная на Linux, призвана уменьшить зависимость Steam от платформ, которые контролируют другие компании.
Впервые о «стим-машинах» заговорили без малого четыре года назад, незадолго до релиза Windows 8. Повод для слухов дало появление у Steam интерфейса, приспособленного для телевизионных экранов. Это произошло в 2012 году. Затем Valve вплотную взялась за Linux. После этого сомнения начали исчезать даже у скептиков.
В декабре 2012 года основатель компании Гейб Ньюэлл подтвердил, что подозрения прессы не лишены основания. В интервью изданию Kotaku он признался, что Valve действительно работает над собственной игровой консолью — специализированным ПК, который будет самым непосредственным образом конкурировать с Xbox и PlayStation следующего поколения.
Подробностей дожидались почти год. Прототип Steam Machine был представлен лишь осенью 2013-го. Предполагалось, что производители «железа» начнут продавать готовые «стим-машины» к середине 2014 года, но сдержать обещание не удалось. В течение следующих двух лет сроки начала «непосредственной конкуренции с Xbox и PlayStation» менялись столько раз, что терпение стало иссякать даже у самых горячих поклонников Valve.
В отличие от других игровых консолей, Steam Machine — не столько устройство, сколько платформа. Valve пока не планирует разрабатывать, производить и продавать «стим-машины» самостоятельно. Этим будут заниматься её партнёры, в число которых входят такие компании, как Alienware, Falcon Northwest, Origin PC, Gigabyte и Zotac.
Первые «стим-машины» выпустили компании Alienware, Zotac и Cyberpower. У каждого из этих устройств свой дизайн, свои спецификации и своя цена: самые дешёвые модели стоят 450 долларов, самые дорогие — до полутора тысяч. Их роднят лишь контроллер и платформа SteamOS: они у всех одинаковые.
Роль флагмана первой волны «стим-машин», судя по всему, уготована консоли Alienware. Её спецификации не поражают воображение: в стартовую конфигурацию входит процессор Intel Core i3, четыре гигабайта оперативной памяти, жёсткий диск ёмкостью 500 гигабайт и видеокарта Nvidia, близкая по возможностям и производительности к GeForce 860M. В США стоимость этого устройства составляет 450 долларов. За 550 долларов можно приобрести модель с удвоенной ёмкостью ОЗУ и накопителя. Модель за 650 долларов отличается более мощным процессором.
Авторы первых обзоров устройства Alienware отмечают, что по размерам и внешнему виду её можно сравнить с игровой консолью Wii U. Всё говорит о том, что приоритетом для создателей устройства были цена и дизайн, а не производительность и лёгкость апгрейда. Для замены памяти или жёсткого диска понадобятся инструменты, при этом новые компоненты придётся тщательно подбирать по размеру — лишнего миллиметра внутри корпуса может и не найтись.
Одновременно с первыми «стим-машинами» Valve начала продавать телевизионную приставку Steam Link, которую компания выпускает самостоятельно. Она позволяет транслировать на телеэкран игры, запущенные на обычном компьютере, стоящем, например, в соседней комнате. В отличие от полноценных «стим-машин», Steam Link построен на процессоре с архитектурой ARM (Marvell ARMADA 1500 Mini) и бесполезен, если в доме нет ПК, который подключен к Steam. Главное достоинство этого устройства — дешевизна. В США оно продаётся всего за 50 долларов.
Steam Controller — ещё одно устройство, разработку и производство которого полностью контролирует Valve. Он похож на беспроводные контроллеры для консолей других производителей: та же форма, тот же аналоговый джойстик под большой палец левой руки и та же четвёрка функциональных кнопок XYAB под большой палец правой руки. Ещё шесть кнопок располагаются на обратной стороне контроллера — по три на каждую руку.
На этом, впрочем, сходство заканчивается. Большую часть передней стороны занимают два круглых тачпада. Они могут служить заменой недостающему аналоговому и цифровому джойстику, но главное не это. С их помощью можно без особого труда управлять играми, которые рассчитаны не на консольный контроллер, а на обычную мышь — например, стратегиями типа Civilization V.
Под тачпадами скрыты вибромоторы, которые сопровождают действия пользователя тактильными эффектами. Вибрация при прокрутке экрана создаёт ощущение, что под рукой шарик трекбола. Переход от клавиши к клавише на экранной клавиатуре или переключение между объектами можно почувствовать, не глядя на экран.
Прототипы Steam Controller были амбициознее: поначалу создатели обещали снабдить контроллер сенсорным экраном, на котором каждая игра будет отображать собственную раскладку клавиш, и вполне реальным трекболом. В конечном счёте от этих планов пришлось отказаться, но это, возможно, и к лучшему: без них контроллер легче, и медленнее тратит заряд батарейки.
Steam Controller прилагается к «стим-машинам» всех производителей бесплатно, но его можно купить и отдельно — например, для игры на компьютере. Цена такая же, как у Steam Link — 50 долларов.
Главная беда Steam Machine — не спецификации и не цена, а игры. Разработчики, особенно крупные, не спешат портировать свои продукты на SteamOS. Хотя в Steam порядка полутора тысяч тайтлов для этой платформы, почти все они относятся к категории «инди». Остаток составляют порты блокбастеров вчерашнего и позавчерашнего дня. У игр, в которые все играют сегодня, поддержка SteamOS отсутствует.
Лишь шесть из двадцати самых популярных игр Steam можно запустить на «стим-машине», и только одна из них выпущена в 2015 году — Football Manager 2016. Кроме неё, в списке присутствует Counter-Strike: Global Offensive (2012 год), бета-версия игры ARK: Survival Evolved, свежее дополнение к инди-хиту 2011 года The Binding of Isaac и платный вариант классического роглайка ADOM (только не смейтесь — 1994 год). Fallout 4, GTA V или Call of Duty: Black Ops III хотя и есть в Steam, на «стим-машине» не пойдут.
Дело осложняется тем, что производительность SteamOS оставляет желать лучшего. Несмотря на все усилия, игры, перенесённые на эту систему, работают существенно медленнее, чем под Windows. Тесты издания Arstechica показывают уменьшение частоты кадров в секунду от 21% до 58%. И проблема определённо не в недостаточной оптимизации: тормозит даже то, что оптимизировано для SteamOS разработчиками Valve.
Это не просто временные проблемы, это наносит Valve ощутимый вред. Два «железных» партнёра компании, фирмы Falcon Northwest и Origin PC, отказались выпускать свои «стим-машины» в 2015 году, прямо сославшись на плохую производительность SteamOS.
Если ситуация с доступностью игр и производительностью SteamOS не исправится в самом скором будущем, «стим-машины» вряд ли привлекут покупателей. Но исправится ли она? Надежды мало. У Valve было три года, чтобы убедить разработчиков в необходимости поддержки SteamOS, но весь её пар, похоже, ушёл в свисток. Ещё один год вряд ли поможет решить проблему.
Дата публикации: 30-11-2015